Педагогические
коллективы школ Аксайского района работают по реализации
федеральной программы "Одаренные дети", Распоряжения Главы
Администрации (Губернатора) Ростовской области от 16.01.01г. №
526 "об областной целевой программе "Одаренные дети" на
2002-2004г. и активно изучает проблемы детской одаренности.
С учетом
модернизации российской системы образования, которая предполагает
интеграцию общеобразовательных учреждений дополнительного
образования детей муниципального и регионального уровней в единое
образовательное пространство, разработана модель развития и
поддержки творческой одаренности детей.
МОДЕЛЬ ВКЛЮЧАЕТ 7 СОСТАВЛЯЮЩИХ
1. Цель.
2. Задачи.
3.
Содержание.
4.
Методики.
5. Методы
и формы работы.
6.
Характеристики условий успешности реализации обучения.
7.
Критерии определения результатов технологического замысла.
ЦЕЛЬ: помощь творческой личности в
самореализации.
Цель реализуется
через выполнение следующих ЗАДАЧ:
- создание условий
для творчества,
- дальнейшее
расширение и совершенствование олимпиадного движения,
- организация
индивидуальной работы с одаренными детьми,
- поддержание
высокой самооценки ребенка,
- координация
работы по реализации областных мероприятий по развитию
системы работы с
одаренными детьми на 2002-2004 г.г.
Содержательная
часть модели
предусматривает
реализацию мероприятий по развитию системы работы с одаренными
детьми на 2002-2004 г.г. Они включают следующие направления работы:
- выявление,
развитие и поддержка школ, работающих с одаренными детьми,
- осуществление
государственной поддержки одаренных детей,
- развитие системы
работы с кадрами,
- информационное и
организационное обеспечение мероприятий программы.
Среди методик, с
помощью которых будут реализовываться мероприятия,
очевидно
преобладание АВТОРСКИХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
МЕТОДАМИ РАБОТЫ на
сегодняшний день нами выбраны два:
- метод ускорения,
- метод обогащения.
С углублением работы
по проблеме очевидно расширение списка методов. Формами работы
становятся индивидуальные занятия, персональные выставки сольные
концерты и.т.д.. Среди групповых форм преобладают творческие
мастерские и выступления, интегративные занятия, смотры, конкурсы,
фестивали, научно-практические конференции, дискуссии, общественный
смотр знаний и др.. Результаты работы одаренных детей подводятся
через следующие формы: публикация творческого опыта детей,
творческие выступления участия в смотрах, фестивалях, соревнованиях,
олимпиадах, создание каталогов и систематизация опыта работы школ с
одаренными детьми, компьютерный банк данных, картотеки. Особое место
в нашей модели развития и поддержки одаренности детей отводится
условиям успешности реализации обучения. Предлагается 3 вида
успешности обучения:
1. Требования к
педагогу, работающему с одаренными детьми. Здесь акцентируется
внимание на двух тезисных моментах:
а) безусловное
понимание и уважение личности ребенка, где основным постулатом
является "не повреди"
б)
самосовершенствование педагога как в профессиональном плане, так и
личностном.
2. Учет
психилого-педагогических особенностей одаренных детей, т.к. это
особые дети, у них высокая самооценка, у них развито чувство
самоотрицания, он-: достаточно самолюбивы, ранимы. Учет
психолого-педагогических особенностей включает психодиагностику
через тестирование по видам одаренности..
3. Педагогическая и
социальная поддержка включает следующие конкретные действия:
а) подбор одаренных
детей в творческие группы,
б) предоставление
возможностей для развития творческих способностей,
в) социальная
адаптация одаренных детей, психологическая поддержка, материальная
поддержка, профессиональная ориентация,
г) тесный контакт и
сотрудничество с родителями.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ
ЭТАПОМ в нашей модели является разработка критериев
определения результатов (в сравнении способный и одаренный ребенок)
1. если способный
ребенок обучается по общегрупповой программе, то для одаренного
этого мало, ему необходима индивидуальная образовательная программа.
2. если способный
ребенок участвует в итоговых и текущих концертах, выставках,
спектаклях, то одаренный представляет персональные выставки, дает
сольные концерты, имеет авторские публикации,
3. если при
фиксации интеллектуальных способностей у способного ребенка
достаточно количественных показателей, то для одаренного необходимы
и качественные показатели.
4. если способный
ребенок участвует в смотрах, конкурсах, фестивалях, то одаренный
демонстрирует продуктивное участие и входит в число призеров,
победителей олимпиадного движения или становится лауреатом.
5. если способный
выпускник связывает свою деятельность с данной образовательной
областью, то одаренный добивается высоких результатов в избранной
творческой деятельности.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ,
которые нам предстоит решать для обеспечения перспективы, работы с
одаренными детьми:
1. Подготовка
педагогов, включающая также и их подбор, с учетом интереса данного
педагога к работе с одаренными детьми. Целесообразно предусмотреть
профессиональную, специализированную подготовку учителей через ИПК.
Для упорядочения оплаты труда педагогов, работающих с одаренными
детьми, необходимо создание специальной системы их аттестаций и дипломирования.
2. Разработка
образовательных программ для одаренных детей.
3. Организация
исследовательской работы в области обучения и воспитания одаренных
детей.
4. Отработка
системы вспомогательных мероприятий (конкурсы, олимпиады и т.д.)
обеспечивающих стимулирование одаренных детей, а также их развитие
за рамками учебного процесса.
ТАКИМ ОБРАЗОМ
решение проблемы заключается в создании дифференцированной
образовательной системы, способной на данном профессиональном
уровне реагировать на обучение и воспитание одаренных детей. Так в
общих чертах выглядит модель работы с. одаренными детьми. Данную
модель в перспективе мы должны наполнить:
1) конкретным
программно-аналитическим, психолого-диагностическим материалом,
2) разработать
технологии работы с одаренными детьми (комплекс способов, средств,
методик, форм организации образовательного процесса) на основе
общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков
обучающихся с целью оказания помощи творческой личности в
самореализации.