Популяризация Государственной символики на занятиях в системе дополнительного образования в рамках детского объединения «СПЕЦНАЗ» МОУ ДОД РЦДОД на базе МОУ Рассветовской СОШ

            С момента начала перестройки и перехода России на путь цивилизованного развития прошло уже 20 лет. Более 10 лет, как на смену старым коммунистическим идеям и символам вернулись традиционные для российской истории символы и идеи. В этих символах кроется глубочайший смысл и великая созидательная сила, которая помогала обрести духовный и нравственный стержень нашим соотечественникам на всех этапах становления и развития России. Сегодня под Государственной символикой Российской федерации мы понимаем Герб, Флаг и Гимн. Можно просто учить детей слепо поклоняться перед этими символами, а, лучше попытаться объяснить детям, что эти символы значат в истории России и какой смысл они несут сейчас на современном этапе. Кроме того, следует учесть, что:

·  Во-первых, невозможно изучение национальной символики в отрыве от других символов, в том числе символов воинской чести, доблести и славы;

·    Во-вторых, изучение символики невозможно без соприкосновения с ролью личности в истории;

·  В-третьих, и это одно из важнейших условий изучения и популяризации национальной символики – необходимо эту символику оживить, пробудить самоуправляемые механизмы личности учащихся посредством создания собственной символики объединения. Тогда, если эта малая символика будет не надумана, а будет нести идейный смысл, то и понять и принять Государственную символику детям будет легче.

На всех торжественных мероприятиях, где исполняется Гимн России, мы приучаем детей к уважительному отношению к этому символу: нельзя разговаривать, смеяться, вертеться и т.п. Но ведь даже приучившись к такой дисциплине, ребенок не будет уважать этот символ сознательно – ведь это только внешнее проявление. А что внутри? Для того, чтобы эти внутренние ощущения появились, разумнее разобрать каждое слово текста, какой смысл вложен в эти торжественные слова! Священная, хранимая Богом, Могучая воля, Великая слава…Все эти слова связаны с историей России, с ее героическим прошлым, с Днями воинской славы, с именами великих ученых, писателей, поэтов, полководцев и рядовых солдат и тружеников.

Можно ежедневно проходить мимо изображения Государственного Герба России и не задумываться над тем смыслом, который заложен в это изображение. А ведь если вдуматься, Герб – это образ нашего государства, это тот же Гимн, только воспринимаемый иными органами чувства.

К сожалению, многие педагоги до сих пор с восторгом и ностальгией вспоминают советский период, когда была идеология, пионерская и комсомольская организации. В то же самое время с сожалением наблюдаю, как в иных общественных объединениях и даже школах насаждается абсолютно пустая ни к чему не обязывающая, ничто не воспитывающая, рыхлая, пустая символика, не несущая в себе никакого идейного содержания. Но ведь в современной государственной символике столько благородных и патриотических идей, которые могут заменить любую идеологию. Важно только заниматься не муштрой, а деятельностью, направленной на развитие творческих способностей у детей, ребенок должен сам прийти к осознанию святости национальных символов, ему только необходимо создать для этого условия.

К осознанию этой истины я тоже пришел не сразу. Был период, когда традиционными методами я пытался убедить детей в том, что для меня самого было очевидным и бесспорным. Родину надо любить, родителей надо почитать. А дети меня не понимали. Это было в 1999-2000 учебном году. Тогда слово патриотизм было чуть ли не ругательным. И основной смысл предмета ОБЖ в 10-11 классах сводился к тому, чтобы обучить ребят основам законодательства, благодаря чему они смогут избежать военной службы. В эти годы руки опускались, не хотелось работать, все рушилось. Но все же оставалось небольшое ядро, стержень, состоящий из детей, которым работа, связанная с подготовкой к военной службе оставалась интересной. Мы участвовали в районных соревнованиях «Служу отечеству» и «Орленок», но призовых мест не занимали, хотя всегда готовились и старались, но вот чего-то не хватало. Как я сейчас понимаю, не хватало веры в победу, которая появляется тогда, когда ей (вере) есть за что зацепиться.

В 2000-2001 учебном году мы начали формировать детское объединение в рамках туристско-краеведческого отдела Районного центра дополнительного образования детей. Как его назвать? Уж оно у нас называлось и «Следопыт» и «Пилигрим», и просто «Патриот». Нет, никак не вдохновляет, нет души, нет жизни. Побывав в воинской части, которая прошла боевой путь в Афганистане и Чечне, в Гвардейской бригаде войскового «Спецназа», мы обратили внимание на символику этой части, на то, что эта воинская часть – одна из немногих получила наименование Гвардейской в мирное время. У ребят появились идеи, которые постепенно с моей помощью начали воплощаться в жизнь. Мы решили назвать наше детское объединение «СПЕЦНАЗом», в то время солдаты шли в бой не за что иное, как ЗА СПЕЦНАЗ! Сильные, мужественные, смелые, решительные. Ребята увидели в тот момент то, чего больше нигде увидеть было невозможно – настоящий патриотизм на практике.

Но ведь мы же не могли просто скопировать уже имевшееся название вместе с символикой, нам было необходимо создать все свое,  эксклюзивное, использовав за основу то, что несло внутреннюю духовную силу. Вместе создавали первую эмблему, потом модернизировали ее, наполняя элементами государственной символики. Хотя начало все же было положено песней. Эта песня стала командной строевой песней и одновременно ее визитной карточкой, своего рода маленьким гимном команды. А уже создаваемая ребятами эмблема должна была максимально соответствовать и их пониманию и моим пожеланиям, и словам, содержащимся в песне. Потом мы вместе делали флаг объединения. Но это уже было в 2003-2004 учебном году. А годом раньше команда начала занимать призовые места в районных соревнованиях и по настоящее время ниже третьего места не опускалась даже тогда, когда у меня не было возможности руководить ей. Ребята самостоятельно собирались и проводили тренировки к соревнованиям. Эта команда, потрудившись над созданием собственной символики, одновременно полюбила и нашу Государственную символику. Они готовы были на каждом уроке ОБЖ петь Гимн России! В 2004-2005 учебном году детское объединение «СПЕЦНАЗ» МОУ Рассветовской СОШ заняло первое место по итогам года среди всех школ района и приняло участие в областной военно-патриотической игре «Орленок-2005».

Тогда, несколько лет назад, я не задумывался над технологиями и методикой работы, сама жизнь и внутренняя потребность побудили меня искать нетрадиционные подходы к решению стоявшей проблемы. Сейчас, анализируя проделанную тогда работу,  имея опыт методической работы, я могу со всей ответственностью сказать, что тогда мы с ребятами выполнили проект со всеми его элементами. И продуктом этого проекта  стало само детское объединение «СПЕЦНАЗ» со всей его символикой. Но, двигаясь по пути реализации этого проекта, дети получили знания, опыт и способность видеть и ощущать себя частичкой истории великой страны, научились понимать и уважать Государственную символику России, элементы которой использовали в своей малой символике. Следует так же отметить, что произведенным продуктом пользуются уже несколько поколений ребят, в течение предыдущего года объединением руководил другой педагог, но объединение сохранилось и в очередной раз заняло первое место в Аксайском районе и приняло участие в областных соревнованиях «Орленок- 2006».

Детское объединение «СПЕЦНАЗ» в настоящее время является одним из популярных объединений школы. Опираясь на сложившиеся традиции, мы на своих занятиях значительное место уделяем духовному, нравственному и патриотическому воспитанию. Имея опыт становления объединения, работа эта и сейчас строится на основе современных педагогических технологий. В содержании программы объединения отведено место для ознакомления с Государственной символикой РФ. Зная объяснение смысла своей малой символики, ребята с интересом сопоставляют с тем смыслом, который заложен в символике государства. Получая дополнительное образование на основе компетентностного подхода (знания, соединенные с практикой) ребята приобретают способности сопереживать вместе с автором смысл, заложенный в содержание Гимна России, содержание графических элементов Герба России и цветовых ассоциаций Государственного флага.

В основу работы по ознакомлению и популяризации государственной символики и символики Ростовской области и Аксайского района положены активные формы обучения, целью которых является развитие образного восприятия – ведь в основе любой символики заключены различные образы. А у современных ребят образное восприятие как раз развито недостаточно. Параллельно этому решается воспитательная задача, ознакомление ребят с традиционной для России и нашего региона православной культурой. Ведь изучение любого из символов невозможно без соприкосновения с этой культурой. Почему на Гербе РФ расположен двуглавый орел, что собой символизирует расположенный в центре символа всадник на коне с копьем? А как это связано с названием самой мелкой денежной монетой в России? Что означают крепостные башни на Гербе Ростовской области? Почему город назван Ростовом? На эти и многие другие вопросы дети могут дать ответ лишь после проведения небольших исследований, в том числе с использованием информационных технологий и Интернета.

Основной вид деятельности объединения – спортивный (военно-прикладные виды спорта, пожарно-прикладной спорт), мною не ставилась задача во второй половине дня усаживать детей в учебные аудитории. В основном мы занимаемся на улице, в тире, в спортзале. Иногда совершаем поездки. В объединение приходят в том числе проблемные дети. Поэтому изучение теоретических основ, необходимых для воспитания гражданина, патриота организуется в непринужденной обстановке в создающейся проблемной ситуации. Например, тогда, когда команде необходимо готовиться к районным или областным соревнованиям, когда в школе проводится месячник героико-патриотической работы. В этих условиях у ребят появляется дополнительная мотивация к такого рода деятельности и как правило происходит прорыв в том или ином направлении. Но изучение символики для нас никогда не являлось самоцелью – для нас это средство воспитания сплоченности, ответственности, целеустремленности членов команды. В объединении ребята не разделяют большую и малую символику, а, потому, создавая свое малое, лучше начинают относиться к большому (школьному, районному, областному, государственному).

Сайт управляется системой uCoz